Компрессия в цилиндрах дизельного мотора крайне важна для стабильного запуска и плавной работы двигателя. Отсутствие же компрессии вводит владельца машины в депрессию. Ведь как известно — если нет компрессии в цилиндрах, то готовь деньги на капитальный ремонт двигателя, а то и на его замену. Но всегда ли это верно? Нет! Перед тем, как приговорить цилиндропоршневую группу к негодности необходимо проверить все места через которые может теряться давление в цилиндре. Какие же это места? Давайте разберёмся!
Причины, по которым может пропадать компрессия в том или ином цилиндре дизельного двигателя
1. Не держат клапана
Одна из самых частых причины утечки давления в цилиндре — это пропуск одного или нескольких клапанов в ГБЦ. Клапан недостаточно закрывается и через мельчайшее отверстие теряется довольно ощутимая доля сжатой топливно-воздушной смеси. Иногда, клапан может залипать по причине большого количества нагара и сажи, но может и дать трещину.
![Уход компрессии через клапана в ГБЦ дизельного мотора](https://timetotuning.ru/wp-content/uploads/2024/05/IMG_2393.jpg)
В любом случае, если проблема потери компрессии вероятнее всего кроется в клапанах — снятия ГБЦ для дефектовки не миновать. Но не спешивать «скидывать» ГБЦ, пока не пройдётесь по остальным пунктам проверки в нашей статье.
2. Прогорели или продавились огнеупорные кольца на форсунках
Самая «щадящая» причина потери компрессии в дизельном движке. Собственно, с неё и нужно начинать проверять, так как она не требует вскрытия двигателя и устранить её очень дёшево. Ставим порчу огнеупорных колец на второе место, так как она встречается реже, чем проблема с клапанами, к сожалению.
![Пропускающие огнеупорные кольца на форсунках дизельного движка](https://timetotuning.ru/wp-content/uploads/2024/05/IMG_2385-1024x768.jpg)
С пробегом огнеупорные кольца форсунок продавливаются и даже прогорают, и начинают пропускать выхлопные газы и топливно-воздушную смесь при такте сжатия. Признаком станет запах выхлопа в салоне. Иногда, при совсем уже продавленных кольцах можно наблюдать дымок от форсунок при работающем двигателе. Колодца же форсунок будут забиты нагаром, так как часть сажи идёт не в выхлопную трубу, а прорывается в колодцы. Снятые форсунки будут так же сильно загрязнены.
Замена огнеупорных колец на новые — процедура простая, да и стоят они копейки. Некоторые владельцы автомобилей с дизельными двигателями даже превентивно меняют огнеупорные кольца форсунок раз в 150 — 200 тыс. км. пробега, не дожидаясь их выхода из строя.
3. Неправильные свечи накала
Очень редко, но всё же приходится менять свечи накала на дизельном моторе. И не все успешно справляются с этой задачей. Нередко их просто невозможно выкрутить, так как они намертво прикипают в ГБЦ, и высверливая их могут сильно повредить головку блока. Но сейчас речь не об этом, а о том, что на замену иногда банально подбираются не те свечи, которые нужны.
![Потеря компрессии из-за неправильно подобранных свечей накала](https://timetotuning.ru/wp-content/uploads/2024/05/IMG_2389-1024x768.jpg)
Дело в том, что свечи накала могут иметь одинаковую резьбу, но разную форму. К примеру — быть короче. В таком случае появится лишнее пространство и компрессия в цилиндре снизится. Просто знайте, что такое может быть и если у вас компрессия пропала именно после замены свечей накала, стоит в том числе и проверить их совместимость с вашим силовым агрегатом.
4. Закоксованные и залёгшие поршневые кольца
Компрессионные, а вместе с ними и маслосъёмные кольца на дизельных моторах залегают часто. Причин тому несколько:
- Некачественное масло, которое не подходит для дизельных моторов пригорая вбирает в себя всю сажу из дизельного топлива;
- Загрязнение посредством работы клапана ЕГР, который гонит сажу во впуск;
- Редкие замены масла, которые приводят к неминуемому образованию нагара на поршневых кольцах дизельных движков.
В общем, суть одна — кольца сдаются под натиском масляно-сажевой накипи и прилипают к поршню. Львиная доля давления при сжатии поршнем топливно-воздушной смеси уходит через залёгшие компрессионные кольца картер двигателя, что крайне сильно снижает компрессию. Кроме того, из-за залёгших маслосъёмных колец будет наблюдаться сильный угар масла. И вот, вроде бы, капитальный ремонт по всем признакам неизбежен, ведь нет компрессии, а расход масла напротив — есть. Как же с этим бороться?
![Закоксованный поршень с залёгшими кольцами](https://timetotuning.ru/wp-content/uploads/2024/05/zakoks_porshen.jpg)
На самом деле, разбирать мотор в таких случаях приходится далеко не всегда. Начать имеет смысл с раскоксовки двигателя. Проводится процедура раскоксовки качественным химическим составом, который снимает весь нагар с колец. И велика вероятность что кольца распрямятся сами и менять их не придётся. После процедуры раскоксовки настоятельно рекомендуем вам использовать промывочное масло, чтобы собрать остатки химии и промыть масляные канальцы от возможных пробок из откисшего нагара.
5. Изношенная цилиндропоршневая группа
ЦПГ на дизельных моторах приходит в негодность редко и скорее всего на очень больших пробегах. Так как поршни и кольца на дизельных моторах обычно очень прочные, а стены блока хорошо сопротивляются износу. Блок же цилиндров у дизельных силовых агрегатов обычно либо чугунный, либо имеет толстостенные чугунные гильзы. В общем, если дизельный мотор сконструирован не на основе бензинового (да, такое бывает), то износ ЦПГ — это самое последнее, на что нужно думать при потере компрессии.
В случае износа ЦПГ без капитального ремонта двигателя уже не обойтись. Однако, из всех случаев потери компрессии в цилиндрах износ ЦПГ — самая редкая причина.
Итог
Далеко не всегда потеря компрессии это прямой путь к капитальному ремонту двигателя. Часто можно обойтись вообще без вскрытия мотора. Попробуйте проверить огнеупорные кольца форсунок, раскоксовать мотор, убедитесь, что свечи нагара стоят именно те, которые нужны вашему движку и только в том случае, если ничего из вышеперечисленного не поможет следует прибегать к вскрытию и дефектовке мотора. Но и в этом случае капитальный ремонт может не понадобиться, если проблема кроется лишь в прохудившихся клапанах — можно обойтись лишь ремонтом ГБЦ.