Нужно ли отключать ЕГР на дизельном двигателе?

Клапан ЕГР отключать или нет?

Отключение или сохранение клапана ЕГР в системе дизельного мотора — краеугольный камень споров, которые не утихают никогда. Одни говорят, что ЕГР необходим и если инженеры что-то заложили с завода, то это абсолютно не просто так. Другие же говорят, что ЕГР глушить можно и даже нужно, иначе с пробегом возникнут негативные последствия от его работы.

Аргументы убедительны и у тех, и у других, но давайте же разберёмся сегодня — есть ли вред от отключения клапана ЕГР и какова польза от его отключения, если таковая имеется. Приступим же!

Зачем вообще нужен клапан ЕГР дизельному двигателю?

Начнём с «базы», так сказать. Итак, клапан ЕГР дизельному мотору нужен — как зайцу пятая лапа. Тем не менее, клапан выполняет очень важную функцию — подавёт охлаждённые выхлопные газы во впускной коллектор, а из него и в камеру сгорания.

«Зачем это нужно?» — спросите вы. Ответим — Газы имеют свою теплоёмкость и снижают в цилиндрах температуру горения топливной смеси препятствуя образованию в ней оксидов азота (NOx). Которые образуются в большом количестве при высокой температуре сгорания топлива. Выхлопные газы становятся немного чище и экологичнее.

Клапан ЕГР на дизельных силовых агрегатах работает исключительно на:

  1. холостых оборотах работы двигателя;
  2. низких оборотах двигателя, примерно до 1 200 — 1 300 оборотов в минуту;
  3. При поддержании постоянных, невысоких оборотов (на некоторых моделях двигателей). К примеру, когда автомобиль долго едет на 2000 тысячах оборотов по трассе.

Как работает система ЕГР:

1 — камера сгорания; 2 — впуск; 3 — клапан ЕГР; 4 — контрольный блок клапана; 5 — трубка подачи антифриза на теплообменник; 6 — теплообменник ЕГР; 7 — выхлоп.

При повышении же оборотов клапан ЕГР закрывается чтобы не снижать мощностные характеристики двигателя. Охлаждённые выхлопные газы, попадая в цилиндры на холостых и низких оборотах делают работу мотора мягче и тише, что тоже является небольшим плюсом. Однако, на этом все положительные моменты от присутствия в системе клапана ЕГР — заканчиваются.

Чем вредит ЕГР дизельному мотору и почему его глушат?

Вред заключается в том, что в выхлопных газах, которые поступают во впускной коллектор из ЕГР очень много сажи. Сажа оседает в коллекторе, во впускных каналах ГБЦ и на самих клапанах. За 100 — 150 тыс. км. пробега эти элементы обрастают плотным махровым слоем сажи. Начинает ухудшаться динамика, греется ГБЦ, в сильно запущенных случаях залипают клапана и падает компрессия. Поэтому, необходимо раз в 60 — 80 тыс. км. снимать впускной коллектор и всё тщательно чистить. Либо же просто заглушить ЕГР.

Трубка клапана ЕГР полностью забитая сажей

Есть и ещё одна любопытная поломка заключается в том, что охлаждаются выхлопные газы в системе ЕГР через специальный теплообменник, через который циркулирует антифриз. На мощных, высокофорсированных дизельных силовых агрегатах температура выхлопных газов может быть крайне высока, они не только не успевают охлаждаться как следует, но способны и повредить теплообменник, перегрев его. Оттуда начинает прорываться антифриз и попадать во впуск, а затем и в цилиндры со всеми возможными последствиями.

Не редки ситуации, когда клапан ЕГР сам залипает от сажи и не закрывается до конца. В таком случае выхлопные газы поступают во впуск постоянно. Мало того, что это ведёт к сильной просадке динамики, так иногда это может привести и к перегреву т.к. на высоких оборотах выхлопные газы сильно накалены. Их температура может достигать 900 градусов и даже превышать это значение.

В общем, проблем дизельному двигателю система ЕГР может подбросить довольно много. Особенно — мотору с пробегом в 150 тыс. км. и более. Собственно, поэтому систему ЕГР и глушат не сразу после выезда авто из салона, а при достижении определённого пробега, до которого проблем возникнуть не должно. Обычно это рубеж в 100 тыс. км. на одометре.

Однако, многие утверждают что отключение клапана ЕГР может приводить к локальным перегревам поршней и/или клапанов. Давайте же разберёмся и в этом вопросе.

Приводит ли отключение клапана ЕГР к локальным перегревам поршней и клапанов?

Отключение ЕГР повышает температуру в камере сгорания на холостых и низких оборотах. По мнению некоторых автолюбителей, это может приводить к местным перегревам на поршнях и/или же на клапанах, так как топливо из форсунки поступает в прежних количествах и под прежним углом, а охлаждённых газов уже нет там, где они якобы должны быть. На практике же вряд ли возможно получить локальный перегрев при таких режимах. Так как:

  1. При правильном глушении системы ЕГР — прошивкой корректируется работа форсунок и они уже не подают топливо в тех объёмах, как это было при работающем клапане ЕГР, а значит — мотор будет работать мягко как и прежде и температура в камере не претерпит значительных изменений. Зачастую авторами такой прошивки являются сами инженеры производителя авто;
  2. У поршней и клапанов на любом дизельном силовом агрегате очень большой запас прочности. Они рассчитаны на большие температурные нагрузки, которые они и испытывают на средних и высоких оборотах работы двигателя. Поэтому, перегреть их даже локально на низких оборотах или на холостых — крайне сложно;
  3. Очень многие модели дизельных моторов имеют версию без ЕГР. В основном машины с такими моторами поставляются в страны третьего мира, где нет никаких экологических требований. На таких моторах точно такая же поршневая, точно такие же клапана, точно такие же форсунки и абсолютно такие же обороты на холостом ходу. И эти моторы не «ловят» локальных перегревов;
  4. И главное — мало кто знает, но клапан ЕГР открывается не сразу после запуска мотора. Например, на некоторых дизельных моторах БМВ клапан ЕГР открывается только при достижении температуры охлаждающей жидкости в 60 градусов. На моторах других производителей он может открываться при достижении ОЖ в 30 или даже 15 градусов. Но в любом случае — не сразу.

Всё вышеперечисленное говорит о том, что инженеры проектируя любой дизельный мотор предполагают его работу как с клапаном ЕГР, так и без него. Об этом так же говорит и тот факт, что для многих дизельных движков существует заводская прошивка для работы с заглушенным клапаном ЕГР. Поэтому его отключение зачастую не несёт никаких вредоносных последствий для мотора. Зачастую, но не всегда! Иногда удаление и программное глушение клапана ЕГР действительно приводит к поломке тех или иных компонентов двигателя. Давайте же разберёмся, почему так происходит!

Когда удаление ЕГР может действительно навредить

Неудачная прошивка. Иногда случается так, что после отключения ЕГР автомобиль проезжает совсем немного и случаются какие-либо проблемы. Чаще всего это прогар клапанов, повреждение ГБЦ или прогар поршня. Так выходит, что удалять ЕГР всё же опасно? Не совсем так. Дело зачастую бывает в прошивке, которой отшивают ЭБУ после заглушки ЕГР.

Программное отключение системы ЕГР на БМВ 520d

Если устанавливается заводская прошивка, разработанная производителем специально для версии мотора без ЕГР — то проблем не возникает никогда. Напротив, если же ставится кастомная прошивка разработанная «на глаз», без испытаний и откатки на стенде — случаются беды. В таком ПО может быть неверно скорректирована работа форсунок. Количество подачи топлива на холостых и низких оборотах иногда слишком высоко — температурный режим действительно слишком сильно повышается и вот здесь уже действительно возможен локальный перегрев. Вывод — вредит не отключение ЕГР — а программные изменения внесённые в работу. Используйте только качественные, откатанные и проверенные прошивки!

После удаления ЕГР ЭБУ не прошили вообще. Бывают индивидуумы, глушащие ЕГР просто подручными способами. К примеру — оторвали трубку ведущую от системы ЕГР на впускной коллектор, а на впуске поставили самодельную заглушку. Их не волнует, что выхлопные газы будут идти в подкапотное пространство, заглушка будет пропускать воздух и рано или поздно вылетит, но самое главное — форсунки будут подавать топливо в прежнем режиме! Мотор будет работать жёстко, температура в камере сгорания значительно повысится и действительно со временем это может навредить. Особенно навредит современным моторам, поршневая и клапана которых уже не такие крепкие, как на старых дизелях.

Глушение ЕГР нужно делать правильно! Есть специальные заглушки, которые крепко и надёжно устанавливаются на места трубок ЕГР, есть и правильное, зачастую заводское ПО, которое скорректирует работу форсунок так, чтобы они не вредили — чтобы двигатель работал мягко и ничего нигде не грелось.

Так выглядит одна из профессиональных заглушек для системы ЕГР на дизельных моторах концерна VAG. Обычно, таких заглушек нужен целый комплект.

Льющая форсунка помноженная на увеличение температуры камеры сгорания = прогар поршня! Перед удалением ЕГР необходимо тщательно проверить состояние форсунок, крайне важно чтобы они работали хорошо. Если одна или даже несколько форсунок изношены и не распыляют, а льют топливо — отключать ЕГР нельзя! Форсунка начнёт лить топливо на поршень при бОльшем количестве воздуха в цилиндрах и более высокой температуре в камере сгорания — в таком случае прогар поршня не заставит себя долго ждать.

Так выглядит прогоревший поршень в результате работы «льющей» форсунки. Неисправная форсунка + чип-тюнинг = неизбежный прогар поршней

Что мы имеем в итоге

Правильное отключение клапана ЕГР, или лучше будет сказать — глушение системы ЕГР — никак не навредит вашему двигателю. Если вы знаете, что существует версия вашего мотора без системы ЕГР, и знаете, что у тех, кто будет отключать вам ЕГР есть качественная прошивка — смело можете отключать его. Как показывает практика — автомобили с правильно заглушенным ЕГР ездят сотни тысяч километров без каких-либо проблем.

Крайне не рекомендуем самостоятельно перекрывать трубку ЕГР, вставлять самодельные заглушки и делать прочие подобные глупости. Двигатель гарантированно будет работать неправильно и ускоренно изнашиваться.

Перед отключением ЕГР проверьте общее состояние вашего мотора, а в частности — форсунок. Если хотя бы одна работает неправильно — не глушите ЕГР пока не исправите её работу.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Загрузка ...