Зачем убирают катализатор в автомобиле, что это даёт?

Стоит ли удалять катализатор автомобиля?

Часто можно слышать, что катализатор в автомобиле — это некий рудимент, который нужно убирать, чтобы автомобиль «ехал». Но нужно ли это делать на самом деле? Что даёт удаление катализатора автомобиля? Зачем вообще его убирать из выпускной системы авто? Давайте разбираться!

Содержание:

Для чего нужен катализатор в машине и что будет если его убрать?

Катализатор в автомобиле нужен для дожигания не сгоревшего в цилиндрах топлива и отработавших газов. Непосредственно, сам дожиг не сгоревших элементов топливной смеси нужен для уменьшения в выхлопных газах CO2 (углекислого газа), то есть, для уменьшения их токсичности. Катализатор автомобиля = экологичность.

Важно ли это? На первый взгляд, мы не ощущаем негативного влияния высокого содержания CO2 в выхлопных газах, но эффект от накапливания углекислого газа в атмосфере весьма ощутим. Это отравление воздуха, дождевых вод, накапливание парникового эффекта и, как итог, глобальное изменение климата. Разумеется, вина во всём этом лежит далеко не на одних выхлопных газах автомобилей. Но и их вклад ощутим. Особенно ощутим вклад в загрязнение воздуха автомобилей без катализатора. И каждый, кто удаляет катализатор автомобиля, вносит вклад в загрязнение окружающей среды.

Однако, людей больше волнует, что будет с автомобилем, если убрать из его выпускной системы катализатор. Что ж, давайте дадим ответ и на этот вопрос. Процесс удаления катализатора не завершается лишь на его вырезании. Электронный блок управления двигателем (ЭБУ) автомобиля после удаления катализатора необходимо прошить под Евро 2. Если этого не сделать, то ЭБУ поймёт, что катализатор удалён по показаниям лямда-зонда и изменит подачу топлива форсунками. Это приведёт к ухудшению динамики, повышенному расходу топлива и появившейся на приборной панели надписи — «CHECK ENGINE».

Однако, на многих моделях автомобилей удаление катализатора и даже последующая качественная прошивка ЭБУ приводят к появлению повышенного расхода масла. Это происходит потому, что катализатор в выпускной системе, кроме своей прямой функции по дожигу не сгоревшей топливной смеси, выполняет ещё и функцию создания антидавления в выпускном коллекторе, что препятствует уходу масла на угар. Отсутствие катализатора приводит и к отсутствию антидавления в выпускном коллекторе, и масло начинает уходить.

Чем чревато удаление катализатора из выпускной системы?

  1. Увеличением расхода топлива.
  2. Ухудшением динамических показателей автомобиля.
  3. Увеличением расхода масла на угар.
  4. Уменьшением ресурса двигателя.
  5. Ухудшением экологических показателей выхлопных газов автомобиля.

Можно ли ездить без прошивки после удаления катализатора?

Как мы можем видеть из вышесказанного — лучше этого не делать. Кому хочется получить худшую динамику и повышенный расход топлива, да ещё и постоянно горящую ошибку «CHECK ENGINE«? После удаления катализатора прошивка ЭБУ нужна обязательно. Но здесь встаёт большой вопрос — где и какой прошивкой прошивать ЭБУ мотора под Евро 2? Дело в том, что подавляющее большинство подобных прошивок написаны «на глаз», где берутся усреднённые показатели по обогащению топливной смеси кислородом и совсем не корректируются углы опережения зажигания. Это зачастую приводит к:

  1. Повышенному расходу топлива;
  2. Детонации топливной смеси в цилиндрах на высоких оборотах двигателя;
  3. Увеличению теплонагруженности и уменьшению ресурса двигателя.

Поэтому, после того, как катализатор убрали из выпускной системы автомобиля, необходимо не просто прошить ЭБУ, но сделать это качественной прошивкой.

Не удаляйте катализатор без перепрошивки ЭБУ!
Не удаляйте катализатор без перепрошивки ЭБУ!

Когда действительно нужно удалять катализатор из выпускной системы автомобиля?

Из вышесказанного может показаться, что удаление катализатора — это всегда зло. Однако, это не совсем так. К примеру, удалить катализатор может понадобиться на старой модели автомобиля из-за его выгорания. Покупать новый катализатор на старую машину — это не только дорого, но иногда и невозможно, ввиду его отсутствия в продаже. Поэтому, в удалении катализатора в таких случаях нет ничего плохого, так как старый, разрушенный со временем катализатор всё равно уже не выполнял своих функций, а только мешал прохождению отработавших газов по выхлопной трубе, чем затруднял работу двигателя.

На некоторых автомобилях, например на Hyundai Solaris и на Kia Rio нельзя доводить состояние катализатора до полного разрушения. Иначе, керамическая пыль от сот катализатора может попасть в блок цилиндров, так как сам катализатор на этих автомобилях расположен очень близко блоку. Попадание керамической пыли в цилиндры приведёт к задирам на их стенах, со всеми вытекающими последствиями.

Разрушенный катализатор на Kia Rio
Разрушенный катализатор на Kia Rio

Сколько сил прибавляет удаление катализатора?

Однако, многие автолюбители удаляют каталитический нейтрализатор исключительно для увеличения мощности двигателя. Стоит заметить, что само по себе удаление катализатора не даёт прибавления лошадиных сил, так как пропускная способность катализатора выше, чем пропускная способность штатной выхлопной трубы практически любого автомобиля. То есть, если просто так удалить катализатор, то мы не получим абсолютно никакого прироста мощностных показателей двигателя. Улучшение отдачи мотора достигается исключительно комплексом мер, включающим в себя тюнинг всего выпускного тракта вместе с качественной прошивкой ЭБУ двигателя. Только в этом случае мы получим улучшение мощностных показателей мотора. Тратить средства на одно лишь удаление катализатора — попросту не имеет смысла.

Бесплатное удаление катализатора — в чём смысл?

Однако, в сети полно объявлений о предоставлении услуги бесплатного удаления катализатора. Но как известно, бесплатно никто и ничего не делает. Так в чём же здесь смысл? Смысл прост — вам удаляют катализатор бесплатно, но катализатор остаётся у сервисного центра, который выполнил работы. Подвох здесь в том, что сам катализатор — вещь довольно дорогая. Его можно сдать в приём катализаторов и выручить за него 5 — 15 тыс. рублей. Но если катализатор ещё свежий и не повреждённый, его можно продать или установить на другой автомобиль и заработать уже десятки или даже сотню тысяч рублей.

Катализатор автомобиля - вещь очень дорогостоящая!
Катализатор автомобиля — вещь очень дорогостоящая!

Кроме того, сервисы по удалению катализаторов, после его бесплатного удаления, не станут прошивать вам ЭБУ бесплатно. А если и станут, то лишь дешевой прошивкой, которая ухудшит расход топлива и динамические характеристики автомобиля. За установку качественной прошивки ЭБУ вам в последствии придётся выложить немалую сумму.

Итог — стоит ли убирать катализатор из авто?

Сразу скажем — стоит, но лишь в определённых случая. А именно:

  1. Когда катализатор оплавился, разрушился и затрудняет проход отработавших газов по выпускному коллектору, а покупка нового катализатора при этом — нецелесообразна.
  2. Когда конструктивно катализатор расположен очень близко к блоку цилиндров и начал разрушаться. Тогда пыль от его сот может попасть в блок и «задрать» цилиндры.

Удалять же катализатор на свежем автомобиле, там, где он работает исправно, лишь для улучшения динамических характеристик авто — мы не рекомендуем. Для того, чтобы автомобиль ощутимо поехал лучше, лишь одного удаления катализатора — не достаточно! К тому же, как уже отмечалось выше, удаление катализатора может привести к таким проблемам как повышенный расход топлива, повышенный расход масла и даже уменьшение ресурса двигателя. Вывод: если катализатор работает исправно — то удалять его нет нужды.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...