Вреден ли чип-тюнинг для двигателя? Чем опасна прошивка мотора?

вреден ли чип тюнинг для двигателя

Чип-тюнинг или просто чип — это прошивка электронного блока управления (ЭБУ) двигателя. Кастомная (не заводская) прошивка позволяет, путём изменения параметров работы двигателя увеличить его мощность. Практически любой мотор можно с помощью прошивки сделать в какой-то степени мощнее. Но стоит ли это делать? Ведь чип-тюнинг влияет на ресурс двигателя! Давайте же разберёмся в теме!

Содержание:

Как чип-тюнинг, или прошивка ЭБУ двигателя влияет на его ресурс?

Конечно же, те, кто занимается прошивкой ЭБУ двигателей в один голос заявляют, что чип-тюнинг абсолютно безвреден и никак не уменьшает ресурс мотора. Мол, двигатель «с завода» использует свои возможности не полностью и программно можно ему немножко «поддать жару».

На самом же деле, даже самый грамотный чип-тюнинг всё равно в какой-то степени уменьшает ресурс двигателя. Для некоторых моторов уменьшение ресурса может оказаться настолько незначительным, что на него действительно не стоит обращать внимание, но для большинства современных силовых агрегатов чип-тюнинг критически сильно влияет на ресурс. Почему же так?

Как чип-тюнинг влияет на ресурс двигателя?

Дело в том, что любое увеличение мощности двигателя увеличивает как нагрузку на стенки блока цилиндров, так и общую теплонагруженность двигателя. Современные моторы и без того не славятся большим ресурсом. Увеличенная же, даже на 8 — 10% нагрузка на стены блока цилиндров приводит к изменению эллипсности и/или конусности блока цилиндров. Проще говоря, цилиндры раздувает изнутри. Изменение их геометрии приводит к появлению на их стенах и на стенах поршней — царапин и задиров. Расход масла двигателем возрастает в разы и в конечном итоге мотор полностью выходит из строя.

Увеличение тепловой нагрузки отдельно способствует как появлению задиров на блоке цилиндров и поршнях, так и повышенному расходу масла на угар.

На все ли двигатели чип-тюнинг влияет одинаково пагубно? Нет! Всё зависит от общей прочности блока цилиндров двигателя. Очень многим современным двигателям с облегчёнными блоками цилиндров чип-тюнинг резко противопоказан, так как приведёт к критической потере ресурса. При этом, эффект от чип-тюнинга может быть абсолютно несущественным.

Какие двигатели можно чиповать, а какие — не стоит?

Целесообразность чип-тюнинга ЭБУ зависит от прочности двигателя и его потенциала

Однозначно не стоит увеличивать мощность с помощью прошивки двигателей с облегчёнными алюминиевыми блоками без влитых в цилиндры чугунных гильз. Обычно, такие моторы имеют очень небольшой ресурс и слабую систему охлаждения. Даже если эти двигатели с завода оборудованы турбонаддувом — это вовсе не значит, что они предрасположены к тюнингу. Кастомное увеличение мощности приведёт к скорому изменению геометрии цилиндров в блоках таких моторов, что приведёт к их выходу из строя.

Гораздо лучше с увеличением мощности дела обстоят у двигателей с чугунными гильзами в цилиндрах. Они способствуют значительному увеличению прочности, однако и они — не панацея. Кроме наличия чугунных гильз в цилиндрах алюминиевых блоков важны так же прочность самого блока, его толщина или наличие рёбер жесткости и прочих усилителей, а так же наличие мощной системы охлаждения, способной компенсировать увеличение тепловой нагрузки на блок. Так же важно наличие прочных поршней и закалённого коленчатого вала.

Для форсировки мотора оный должен обладать хорошим запасом прочности!

Чип-тюнингу, или даже серьёзному форсированию в виде доустановки турбины или компрессора поддаются двигатели с мощными чугунными блоками. Они не только способны держать большую нагрузку в цилиндрах, но так же меньше вреда получают от повышения рабочей температуры. При доработке системы охлаждения такие моторы способны благополучно «жить» под очень мощной форсировкой, в разы увеличивающей мощность. За примерами далеко ходить не нужно — двигатели Toyota с мощными чугунными блоками 2JZ-GTE, 3S-GTE способны работать с большими, мощными турбинами, увеличивающими мощность этих двигателей в разы. Обычный же чип-тюнинг им не принесёт абсолютно никакого существенного вреда.

За счёт мощного чугунного блока цилиндров доработке со значительным увеличением мощности поддаются и отечественные двигатели ВАЗ.

Стоит ли делать чип-тюнинг ЭБУ?

Процесс прошивки электронного блока управления двигателем

Всё зависит как от прочности двигателя, так и от общего устройства автомобиля. Некоторые машины вообще не рассчитаны на наличие мощного мотора под капотом. Их трансмиссия попросту не сможет долго и адекватно работать с движком большой мощности, а шасси не держит автомобиль на дороге надлежащим образом при сильном ускорении. Тюнинговать такие автомобили не только бессмысленно с точки зрения неприспособленности к форсировке их конструкции, но и общественно опасно ввиду того, что можно легко попасть в аварию из потери управляемости и слабых тормозов.

Но есть и автомобили, которые с завода рассчитаны на кастомное вмешательство в их системы для увеличения мощности. Давайте же рассмотрим критерии, которые позволяют увеличивать мощностные характеристики автомобиля:

  1. Прочный двигатель с большим запасом ресурса и хорошей системой охлаждения;
  2. Прочная коробка переключения передач и трансмиссия в целом, способная держать большой крутящий момент;
  3. Хорошие показатели управляемости и устойчивости автомобиля на скорости;
  4. Качественная система торможения, которая способна останавливать автомобиль на высоких скоростях и не перегреваться при этом;
  5. Общая положительная история тюнинга данной модели автомобиля, удачный опыт доработок его другими водителями.

Как мы можем наблюдать, есть автомобили предназначенные для тюнинга и улучшения их мощностных характеристик, так и полностью не предназначенные для этого модели. Если вы владеете последним, то не стоит и пытаться прошивать его ЭБУ, скорее всего, вы в пустую потратите время и деньги, так ещё и навредите своей машине. Однако, стоит понимать, что абсолютно любой автомобиль может ехать немного быстрее и без чип-тюнинга! Давайте же рассмотрим способы увеличения динамики без вреда для машины!

Альтернативы чип-тюнингу двигателя. Улучаем динамические характеристики автомобиля без вреда для мотора!

Эти способы улучшения динамики подойдут абсолютно любому автомобилю и не повредят его ресурсу. Большого эффекта они не дадут, но их использование в совокупности вполне способно в некоторых случаях даже превзойти эффект чип-тюнинга. Давайте же рассмотрим их!

  • Лёгкие колёса. Лёгкие литые или даже кованые диски адекватного размера в сочетании с лёгкими, качественными шинами улучшат динамику автомобиля и его устойчивость на дороге, при этом никак не навредят ресурсу авто;
  • Иридиевые свечи. Способны улучшить отдачу мотора на 2 — 4% за счёт мощной искры и более качественного сжигания топлива в цилиндрах, при этом они не только не повредят мотору, но и напротив, продлят его жизнь;
  • Качественное высокооктановое топливо. Заправляясь на заправках, где топливо хорошего качества и соответствует заявленному октановому числу (зачастую, это именитые бренды) вы не только зальёте топливо не загрязняющее мотор, но и слегка увеличивающее его отдачу.
  • Не возите с собой лишнего. Двигателю с небольшими мощностными характеристиками ещё сложнее толкать автомобиль, багажник которого заполнен всевозможным хламом. В некоторых случаях его совокупный вес может достигать 30 — 40 кг. Человек не замечая этого, возит всё это с собой и умудряется ругаться на плохую динамику и большой расход топлива.
  • Качественное масло в коробке переключения передач. Если в автоматические трансмиссии необходимо заливать только масло, указанное производителем, то в механические КПП можно лить масла различной вязкости. Для МКПП существую масла уменьшающие трение и механические потери. Их использование в коробке приводит к небольшому улучшению динамики и уменьшению расхода топлива.

На этом у нас всё. Друзья, если статья понравилась вам, не забудьте поделиться ею в социальных сетях!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...