Перегрев двигателя — причины, последствия, как избежать

Перегрев двигателя - причины, диагностика, последствия

Практически всегда ускоренный износ двигателя связан с его перегревом. Практика показывает, что подавляющее большинство современных моторов подвержены локальным перегревам и в конечном итоге поломка мотора происходит именно по его вине. Но как же так происходит? Почему современные моторы с очень хорошими системами охлаждения так массово подвергаются перегреву? Сегодня разберём все причины перегрева двигателя и научимся их предотвращать — приступим же!

Основные причины перегрева любого современного двигателя

Забитые масляные канальцы в блоке двигателя

Чаще всего от перегрева страдают двигатели с пробегом от 150 тыс. км. и более. Что же происходит с мотором со временем? Пока двигатель новый, его масляные на своих стенках не имеют ни нагара, ни закоксованности. Масло по ним циркулирует нормально, в тех объёмах, в которых оно и должно поступать к цилиндрам. Со временем же, при использовании некачественного масла и длинных интервалах его замены масляные каналы закоксовываются. Путь для прохода масла утончается, а в некоторых случаях и вовсе перекрывается. Тогда четвёртый и даже третий цилиндры начинают испытывать так называемое «масляное голодание» и локальные перегревы. Образуются задиры на стенках цилиндров и юбках поршней. То количество масла, которое всё же поступает к ним начинает уходить на угар. Следом, подобная участь постигает и оставшиеся цилиндры.

Закоксованные масляные канальцы затрудняют движение масла в блоке, приводят к масляному голоданию и локальному перегреву в цилиндрах

Следует отметить, что практически все современные моторные масла, даже основанные на ПАО эстерах теряют свои свойства при пробеге 7 — 9 тыс. км. или 250 — 300 моточасов (основанные на гидрокрекинге — ещё быстрее). И чем менее качественное масло, тем быстрее оно теряет свои свойства. Современные двигатели достаточно форсированы и теплонагружены. «Уставшее» масло уже не сопротивляется температурам и начинает закоксовываться, откладываясь не только на поршневых кольцах, но и на стенках масляных канальцев. Отсюда — перегревы и, как следствие, повышенный износ цилиндро-поршневой группы, а иногда даже и перегрев ГБЦ.

Методы предотвращения:

  1. Масляный сервис не реже 8 тыс. км. пробега или 250 моточасов;
  2. Использование только качественного моторного масла с хорошими моющими свойствами и высокой температурой вспышки;
  3. При подозрении на закоксованность — превентивный разбор и промывка мотора специальными химическими средствами.

Недостаточная работоспособность масляного насоса

Очень многие современные автопроизводители экономят на качестве и производительности масляного насоса. К примеру, на двигателях с индексом G4NA (G4KD) или G4KJ устанавливается довольно слабый масляный насос. У автомобилей даже с небольшим пробегом (до 100 тыс. км.) наблюдается появление задиров стенок цилиндров и поршней. Практика показывает, что замена штатного масляного насоса G4NA (G4KD) или G4KJ на более производительный, например на оригинальный маслонасос последней ревизии от 2020 года или на подходящий маслонасос от Volkswagen решает проблему с локальными перегревами и задирами.

Задиры в блоке цилиндров — бич современных алюминиевых двигателей. Задиры возникают из-за масляного голодания и локального перегрева в цилиндрах

Методы предотвращения:

  1. Превентивная замена масляного насоса на более надёжный и/или более производительный (для двигателей G4NA (G4KD), G4KJ это маслонасос нового поколения от 2020 года, либо же маслонасос Volkswagen);
  2. Использования жидких, но хорошо защищающих двигатель моторных масле, к примеру Idemitsu Zepro 0W-20 или аналогичных.
  3. Частый масляный сервис для недопущения закоксованности масляных канальцев в двигателе (не реже 7 тыс. км. или 200 моточасов).

Использование неправильной охлаждающей жидкости для системы охлаждения двигателя

Каждый автопроизводитель не просто так указывает допуски анифриза для заправки системы охлаждения каждого конкретного двигателя. Дело в том, что далеко не любой антифриз можно использовать на алюминиевых ГБЦ и блоках. Если залить охлаждающую жидкость не соответствующую допускам, со временем она вызовет коррозию металла которая снизит теплопроводность или даже полностью забьёт систему охлаждения, что и будет приводить к перегревам двигателя.

Методы предотвращения:

  1. Использование ОЖ соответствующей допускам производителя авто;
  2. Своевременная замена ОЖ (не реже 1 раза в 5 лет), так как любая ОЖ теряет свои свойства со временем;
  3. Нельзя смешивать разные виды ОЖ, особенно дешевую ОЖ с качественным антифризом. Смесь этиленгликоля с водой (которой много в дешёвой ОЖ) вызовет сильнейшую коррозию и вся система охлаждения забьётся ржавчиной и продуктами окисления металла.

Грязные радиаторы и интеркуллер

В процессе эксплуатации автомобиля радиаторы и интеркуллер забиваются пылью, пухом от деревьев и растений, мелкими насекомыми попадающими в них. Загрязнение радиаторов очень сильно снижает их эффективность. Современные бензиновые двигатели, как атмосферные так и турбированные — очень теплонагружены и падение эффективности радиаторов для них критично, особенно в жаркий летний период времени. С забитыми радиаторами они крайне быстро выходят на перегрев.

Методы предотвращения:

  1. Чистить радиаторы не реже, чем раз в 2 — 3 года;
  2. Чистить интеркулер, чтобы турбиной в цилиндры всегда нагнетался прохладный воздух;
  3. Использовать качественную охлаждающую жидкость с очень хорошей теплоёмкостью.

Неисправность форсунок, нарушение режимов подачи топлива

«Льющая» форсунка — большая опасность для поршня и клапанов, особенно на дизельных силовых агрегатах. Когда форсунка подаёт топливо не распылённым, струёй, или же подаёт его в слишком больших объёмах — сгоревшее топливо выделяет слишком много тепла. Такой жар в камерах сгорания ведёт к ускоренному износу поршней и клапанов. Нередки случаи, когда поршни плавятся от такой тепловой нагрузки, а клапана прогорают.

Сюда же можно отнести неисправную работу ГБО, которое так же может поднять температуру в камере сгорания до критической и оплавить поршни.

Методы предотвращения:

  1. Периодическая компьютерная диагностика топливной аппаратуры при прохождении ТО;
  2. Использование качественного топлива;
  3. Не прошивать ЭБУ для увеличения отдачи мотора, не изменять программного обеспечения блока без крайней надобности. Если внести изменения необходимо — прошивайте ЭБУ только у высококлассных специалистов с большим опытом работы именно с вашей моделью авто;
  4. Устанавливайте и настраивайте ГБО только у высококлассных специалистов.

Некачественный чип-тюнинг ЭБУ двигателя

Одна из самых частых причин локального перегрева поршней или клапанов, особенно на дизельных моторах — это некачественный чип-тюнинг. Дело в том, что прибавить мощности двигателю программно — не так уж и сложно. Гораздо сложнее сделать это сбалансированно и без последствий в виде ускоренного износа. Качественная прошивка всегда откатывается на стенде и проверяется парой-тройкой лет эксплуатации автомобиля с ней. Все ли прошивки так тестируются? Далеко не все. На выходе мы и получаем прогары поршней и клапанов со временем от больших изменений внесённых в режимы подачи топлива.

Методы предотвращения:

  1. Заводское ПО ЭБУ — в 99% случаев самая лучшая и сбалансированная программа. Если вас интересует долгая и беспроблемная эксплуатация авто, лучше не менять её;
  2. Делайте чип-тюнинг только в проверенных и очень хорошо зарекомендовавших себя тюнинг-конторах. Люди должны специализироваться именно на тюнинге вашей марки авто и иметь большой положительный опыт;
  3. Перед прошивкой ЭБУ авто убедитесь, что все узлы и агрегаты двигателя находятся в отличном состоянии. При доработке авто не экономьте на системе охлаждения.

Как определить, что двигатель вашего автомобиля испытывает перегревы?

«Я слежу за датчиком охлаждающей жидкости — показатели всегда в норме, откуда взяться перегревам?» — очень частый вопрос владельцев авто, которым сообщают о проблеме перегрева при ремонте. Дело в том, что ДТОЖ — не панацея. Он определяет лишь температуру охлаждающей жидкости и никак не реагирует на локальные перегревы. Так как же определить эти самые локальные перегревы?

Локальные перегревы — это увеличенная тепловая нагрузка на деталь двигателя или даже на часть детали. Приводит к скорейшему её выходу из строя

Сделать это довольно непросто, так как внешних признаков у локальных перегревов может и не быть. Однако, к ним можно отнести:

  • Дымление при запуске двигателя авто;
  • Повышенный расход топлива;
  • Повышенный расход масла;
  • Детонация при наборе оборотов (металлический звон);
  • «Троение» двигателя, нестабильные обороты на холостом ходу.

Повторюсь, что ничего из этого может и не проявляться на начальной стадии появления локальных перегревов, а проявиться лишь тогда, когда появился сильный износ двигателя. Так можно ли вообще определить появление неисправностей на самой начальной стадии? Можно!

Периодическая диагностика топливной аппаратуры. Я уже говорил выше, что периодическая диагностика топливной аппаратуры нужна любому автомобилю. Не обязательно всё разбирать и проверять механически, достаточно лишь просматривать параметры при компьютерной диагностике. Форсунки должны подавать топливо в равных количествах. Любые коррекции — признак неисправности.

Эндоскопия. Проверка состояния цилиндров, клапанов и поршней эндоскопом — отличный способ понять, правильно ли работает двигатель. Повышенный нагар на поршнях, клапанах, неравномерный износ стенок цилиндров свидетельствуют о наличии проблем в работе того или иного цилиндра или всего двигателя в целом.

Итог

Как вы можете наблюдать, друзья, проблема перегрева двигателя многогранна. На современных автомобилях перегрев мотора — это не закипевшая ОЖ, это тихие и незаметные местные, локальные перегревы приводящие к повышенному износу элементов в камере сгорания. Очень часто страдает вообще лишь один из цилиндров. Как же быть со всем этим?

  • Используйте только качественные топливо, моторное масло и охлаждающую жидкость;
  • Делайте своевременное техническое обслуживание, помните, что современные моторные масла очень быстро начинают терять свои свойства;
  • Периодически проводите компьютерную диагностику (желательно дилерским ПО) и эндоскопию цилиндров;
  • Не прошивайте ЭБУ прошивками сомнительного качества для увеличения мощности мотора.

Эти простые рекомендации позволят вам избежать появления перегревов, как обширных так и локальных, позволят вовремя заметить неисправности и устранить их. На этом всё, друзья! Желаю удачи и ровных дорог!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...