Почему внезапно увеличился расход топлива — каковы могут быть причины?

Увеличение расхода топлива, резкое или плавное, при той же нагрузке на двигатель — это всегда признак того, что с автомобилем что-то не так. На первый взгляд определить проблему может быть сложно, но с помощью информации в данной статье вы как заправский механик сможете найти и устранить любую причину повышенного расхода. Итак, приступим!

Какие неисправности приводят к повышению расхода бензина или дизеля? Давайте разбираться!
Какие неисправности приводят к повышению расхода бензина или дизеля? Давайте разбираться!

Увеличение расхода топлива может происходить из-за:

  • Неисправности двигателя и топливной аппаратуры, приводящей к повышенному расходу бензина;
  • Неисправности двигателя и топливной аппаратуры, приводящей к повышенному расходу дизеля;
  • Неисправности автоматической коробки переключения передач;
  • Неисправности механической коробки переключения передач;
  • Другие частые причины повышения расхода топлива.

Итак, начнём пожалуй с самого важного — с двигателя и его топливной.

Неисправности двигателя и топливной аппаратуры, приводящей к повышенному расходу бензина

Здесь разберём все неисправности мотора и электроники, которые приводят к увеличению расхода.

Неисправные свечи зажигания, катушки или силовые провода

100 процентов, это самая частая причина по нашей практике. Закопчённые, или уже просто уставшие свечи с неправильными зазорами не дают должной искры, либо же, катушка не может обеспечить достаточной подачи тока на свечу. Из-за слабой искры топливная смесь не сгорает полностью, уменьшается КПД мотора, а вместе с ним и динамические характеристики. Для того, чтобы ехать в прежнем режиме вам банально нужно больше нажимать на педаль газа, что естественно ведёт к увеличению расхода топлива.

Плохая искра - одна из самых частых причин повышенного расхода на бензиновых двигателях!
Плохая искра — одна из самых частых причин повышенного расхода на бензиновых двигателях!

Чистим или меняем свечи и проблема устраняется!

Неисправный датчик ДМРВ

Побороться за первое место с неисправными свечами может разве что неисправность датчика массового расхода воздуха. Когда датчик подаёт неправильные показатели, ЭБУ неправильно корректирует подачу топлива форсунками. Зачастую, происходит довольно сильный перерасход.

Замечу, что датчик ДМРВ не всегда нужно менять. Иногда, достаточно помыть его жидкостью для очистки карбюраторов, или в другом растворителе и датчик заработает как новый.

Неисправный датчик ДПДЗ

Датчик положения дроссельной заслонки отвечает за информирование ЭБУ об угле открытия дроссельной заслонки на определённых оборотах. Если датчик подаёт неправильную информацию, то и смесеобразование происходит неверное. Сильно падает тяга и увеличивается расход топлива.

Неисправность лямбда-зонда или катализатора

По показаниям лямбда-зонда (датчика кислорода) ЭБУ так же, как и по показаниям ДМРВ, корректирует подачу топлива в большую или в меньшую сторону. И если датчик кислорода станет подавать неправильную информацию, или перестанет подавать её вообще, то ЭБУ будет подавать топливо по неким усреднённым показателям. Это всегда ведёт к неэффективному его сжиганию и перерасходу.

При критическом разрушении катализатора лямбда-зонд сам подаст сигнал ЭБУ на переход к усреднённым показателям, что точно так же приведёт к ухудшению динамики и увеличению расхода топлива.

Изношенные, текущие, грязные форсунки

Изношенная форсунка уже не способна удерживать давление в топливной рампе, начинает некорректно подавать топливо или даже просто течь. Эта проблема приводит не только к перерасходу топлива, но и к более серьёзным последствиям, таким как прогар клапана или поршня из-за неправильного сгорания излишек топлива в камере сгорания.

Изношенные, текущие, забитые форсунки приводят к большому перерасходу топлива как на бензиновых, так и на дизельных ДВС!
Изношенные, текущие, забитые форсунки приводят к большому перерасходу топлива как на бензиновых, так и на дизельных ДВС!

Иногда случается так, что вовсе не изношенные форсунки всё равно являются причиной большого расхода топлива просто потому что они загрязнены отложениями топлива или продуктов сгорания. В током случае вам поможет промывка форсунок специальным химическим составом.

Забитый топливный или воздушный фильтр

Сами по себе, непосредственного влияния на расход они не имеют. Но в случае с забитым топливным фильтром у нас не будет нужного давления топлива в рампе, а в случае с забитым воздушным — не будет необходимого объёма воздуха. И то, и другое ведёт к значительному снижению мощностных характеристик мотора. И просто вынуждает нас сильнее прожимать педаль газа, заставляя ЭБУ давать больше топлива.

Замечу, что в таком режиме больше всего страдает топливный насос, который будет работать на износ, особенно в случае с забитым топливным фильтром.

Прошивка ЭБУ нештатными программами

Так же не редкая причина перерасхода топлива. Очень часто владельцы автомобилей хотят повысить их динамические свойства, выжав из мотора чуть больше, чем дано с завода. В этом случае на помощь приходят умельцы, способные заменить программу ЭБУ на нештатную, которая, якобы, заставит мотор выдавать чуть больше мощности.

Достигается это в основном путём увеличения нагрузки на форсунки и бензонасос подачей большего объёма топлива. Далеко не факт, что после подобных манипуляций автомобиль поедет быстрее, так как нужно будет правильно перенастроить углы зажигания и множество других параметров, но вот расход топлива после прошивки увеличится точно.

Недостаток компрессии в цилиндрах

Ведёт к ухудшению сжигания топливной смеси и к потере КПД в целом, что конечно же отражается на отдаче мотора. Вкупе, оба фактора приводят и к ухудшению динамики, и к повышению расхода топлива.

Низкая компрессия в цилиндрах так же является причиной повышения расхода топлива мотором!
Низкая компрессия в цилиндрах так же является причиной повышения расхода топлива мотором!

Неправильно выставленные фазы газораспределения

При проведении ремонтных работ, например, замены ремня или цепи ГРМ, может случиться так, что фазы газораспределения собьются. Это приведёт к нестабильной работе мотора, ухудшению динамики и сильному увеличению расхода топлива.

Если перед появлением проблем с расходом и нестабильной работой недавно с двигателем проводились какие-либо ремонтные работы, которые так или иначе затрагивали механизм ГРМ, очень высока вероятность, что проблема кроется именно в нарушении фаз газораспределения.

Неисправности двигателя и топливной аппаратуры, приводящей к повышенному расходу дизеля

В общем-то, всё что сказано выше о повышении расхода на бензиновом моторе, актуально и для дизельного, кроме свечей и катушек, разумеется. Поэтому, здесь не будем повторяться и скажем лишь о проблемах, приводящих к перерасходу топлива именно на дизелях.

Неисправность датчика давления\температуры дизельного топлива

Правильность показания этого датчика на современном турбодизельном моторе очень важна. Они напрямую влияют на работу ТНВД, на давление в рампе, на количество подачи топлива форсунками и естественно, на расход.

Современные ЭБУ дизельных моторов обладают отличной самодиагностикой и сами могут определять, когда датчик начинает работать некорректно. Вам лишь нужно считать логи диагностической программой и принять правильные меры.

Неисправность клапана регулировки давления топлива

При выходе из строя клапана — регулятора давления нарушается давление в топливной рампе. Начинают плавать обороты на холостом ходу, ухудшается отклик на педаль газа, повышается расход топлива. Кроме того, ТНВД постоянно работает в напряжении, что приводит к его повышенному износу.

Датчик давления топлива на ТНВД в баке

При выходе из строя фиксирует неправильное давление в топливной магистрали. Часто становится причиной нехватки давления в самой рампе. Отсюда понижение мощности, нестабильная работа двигателя, повышение расхода топлива.

Неисправность непосредственно самого ТНВД

Уставший ТНВД не способен обеспечивать должное давление в магистрали.
Уставший ТНВД не способен обеспечивать должное давление в магистрали. Из-за низкого давления пропадает динамика разгона, для поддержания нормального темпа езды ЭБУ приходится подавать больше топлива, ещё сильнее надрывая насос

Обычно, ТНВД на дизельных моторах очень надёжные и их срок службы соответствует сроку службы самого мотора, а то и превышает его. Но такие факторы как частая езда с почти пустым баком, редкая замена топливного фильтра, езда с неисправными топлёными датчиками, способны прикончить даже самый надёжный топливный насос.

При неисправности топливного насоса сильно падает мощность мотора. Автомобиль не хочет разгоняться, приходится активно педалировать, что крайне сильно отражается на расходе топлива. Впрочем, долго терпеть это вам не придётся, в «умирающем» режиме топливный насос всё равно долго не проработает и вскоре двигатель перестанет запускаться совсем.

Неисправность вискомуфты (вязкостной муфты) вентилятора

К серьёзному увеличению расхода топлива неисправность вискомуфты приводит чаще всего на коммерческой технике с объёмными моторами и большими, массивными вентиляторами охлаждения. При неправильной работе вискомуфты (зачастую связанной с неправильным подключением проводки) вентилятор начинает работать постоянно, что заставляет мотор работать на оборотах немного выше нужного и приводит к значительному перерасходу топлива.

Неисправности автоматической коробки переключения передач приводящие к повышенному расходу топлива

Казалось бы, как АКПП может влиять на расход топлива двигателем? На самом деле очень даже может. Ведь АКПП — это очень важное звено в цепи передачи мощности от мотора на колёса. И если в нём возникают потери этой самой мощности, то двигателю приходится напрягаться значительно больше, что и приводит к повышению расхода топлива.

Неисправная блокировка гидротрансформатора

Современные АКПП оснащаются блокировкой гидротрансформатора (ГДТ), которая работает уже с первой передачи. Делается для это для уменьшения потерь на гидравлику и снижения расхода топлива. Однако, при истирании фрикционного диска блокировки ГДТ начинается проскальзывание этого самого диска, что напротив — лишь увеличивает потери. Снижается динамика автомобиля и увеличивается расходуемое им количество топлива.

Фрикционная блокировка ГДТ очень похожа на диск сцепления на механике. Её износ так же способствует повышению расхода топлива!
Фрикционная блокировка ГДТ очень похожа на диск сцепления на механике. Её износ так же способствует потере динамических свойств и повышению расхода топлива!

Довольно характерном признаком изношенного фрикционного диска ГДТ являются вибрации и нестабильная работа двигателя при движении внатяг на оборотах от 1,5 до 2 тысяч. Устраняется неисправность капитальным ремонтом ГДТ — его разрезкой, промывкой, заменой фрикциона блокировки и других изношенных элементов.

Повышенный расход при пробуксовке фрикционом передач

Гораздо меньшее, но всё же увеличение расхода топлива ждёт вас при износе фрикционов в том или ином пакете передач. Результат примерно тот же — потеря мощности, увеличение расхода топлива. Сопровождается пинками или напротив, «затупами» при переключении передач.

Поможет лишь капитальный ремонт АКПП с заменой изношенных фрикционных дисков.

Неисправность механической коробки переключения передач, приводящая к повышенному расходу топлива

Буксующий диск сцепления

Стёртый диск сцепления пробуксовывает относительно маховика, что приводит к ненужным потерям крутящего момента и повышенному расходу топлива
Стёртый диск сцепления пробуксовывает относительно маховика, что приводит к ненужным потерям крутящего момента и повышенному расходу топлива

В МКПП значительно меньше проскальзывающих фрикционных элементов, чем в АКПП. Собственно, такой элемент там всего лишь один — это диск сцепления. Именно при его истирании до такого состояний, когда корзина уже неспособна прижимать его достаточно плотно (или при износе лепестков самой корзины) начинается проскальзывание диска относительно маховика, что приводит к потере динамики и к резкому повышению расхода топлива.

Устраняется данный «недуг» разбором и дефектовкой механизма сцепления и заменой либо всего комплекта сцепления, либо же одного диска сцепления, если изношен только он один.

Другие частые причины повышения расхода топлива

Причины высокого расхода бензина или дизеля могут крыться не только в технической неисправности основных узлов и агрегатов. Иногда, в повышенном расходе топлива виновато само топливо. А точнее, его низкое качество. Поддельный или разбавленный низкооктановый бензин будет улетать в трубу активнее, так как для получения той или иной мощности от двигателя его физически нужно потратить больше, чем качественного бензина.

Ещё одной неочевидной причиной сильного расхода топлива является неправильный сход-развал колёс. При сильном его отклонении от нормы часть мощности передаваемая на колёса от двигателя тратится на потери при прокручивании колёс с неправильной направленностью.

Небольшой итог

Итак, друзья, в данной статье указаны основные причины резкого повышения расхода топлива двигателем автомобиля. Как вы уже наверное заметили, причин этих довольно много и далеко не все из них связаны с двигателем. Как же их избежать? Путь всего один — следить за общим состоянием узлов и агрегатов в автомобиле, а так же периодически проводить качественную диагностику всех систем машины — как механических, так и электронных. Тогда любую неисправность вы будете выявлять сразу же, не дав ей возможности проявить себя и навредить ещё больше.

На это благодарю вас за прочтение статьи и прощаюсь с вами. Надеюсь, вы почерпнули из неё много полезного!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...