Расход масла на дизельном двигателе — какова норма?

Расход масла у дизельного мотора

Выбирая автомобиль с дизельным двигателем очень важно понять — не «жрёт» ли мотор масло? Но определить это на более-менее современном дизельном силовом агрегате могут далеко не все. Большинство автолюбителей, не сталкивавшихся с легковыми дизелями ранее могут лишь походить вокруг авто с умным видом.

«И хочется, и колется» и автомобиль вроде бы хорош, но как-то боязно широко шагать в неизведанное за нескромную сумму. Давайте же сегодня разберёмся в нескольких вопросах сразу:

  • Должен ли дизельный мотор расходовать масло и какая у него норма расхода на угар?
  • Почему дизельный мотор повышено расходует масло?
  • Как определить подъедающий масло дизельный двигатель?

Какой расход масла является нормальным для дизельного силового агрегата?

Все двигатели внутреннего сгорания расходуют масло на угар, но вопрос в количестве! Один мотор может расходовать его совершенно незаметное количество, другой же, прямо «с завода» будет потреблять его столько, что до следующей замены придётся подливать. Как с этим обстоят дела у дизельных силовых агрегатов с пробегом?

Исправный современный дизельный мотор даже с немалым пробегом не должен расходовать заметное количество масла. Что значит заметное? К примеру, если менять масло раз в 10 000 км. пробега или раз в 250 моточасов, то нужды подливать его до нормального уровня у вас возникать не должно. То есть, нормальный расход масла на угар на исправном дизельном моторе не должен превышать одного литра на 10 000 км. пробега или на 250 моточасов.

Именно так должен вести себя любой исправный современный дизельный двигатель. Если же мотор расходует масла больше, значит имеет место какая-либо неисправность. Но по какой же причине дизельный мотор может повышено потреблять масло? Давайте разберёмся!

Причины, по которым увеличивается расход масла на угар у дизельного двигателя

«Задубевшие» маслосъёмные колпачки

Одной из самых частых причин повышенного расхода масла дизельным движком является изменение свойств материала маслосъёмных колпачков (или сальников клапанов в простонародье). Дело в том, что чтобы эффективно собирать масло они должны быть эластичными. Но со временем они «деревенеют» и даже начинают рассыпаться. Масло через них начинает активно уходить в камеру сгорания и его расход на угар сильно увеличивается.

Задубевшие маслосъёмные колпачки

Само по себе устаревание маслосъёмных колпачков поломкой не является, но чтобы их заменить — придётся снимать (или разбирать) головку блока цилиндров, что является довольно ресурсоёмким мероприятием.

Как понять, что причина повышенного расхода масла кроется именно в маслосъёмных колпачках:

Мотор отлично запускается при любой температуре окружающей среды;

  1. Компрессия в цилиндрах в норме;
  2. Нет повышенного расхода топлива;
  3. Нет проблем с коррекциями подачи топлива форсунками;
  4. Есть повышенный расход масла и поддымливание.

Износ турбины двигателя

Второй очень частой причиной повышенного расхода масла дизелем является износ турбонагнетателя. В целом, турбины на дизельных двигателях служат очень и очень долго по следующим причинам:

  1. Турбины на дизельных моторах довольно большие и прочные;
  2. У турбин на дизельных моторах есть как масляное, так и жидкостное охлаждение;
  3. Дизельный мотор значительно менее теплонагружен, чем бензиновый и горячая часть турбины на дизелях не подвержена столь высоким температурам, как на бензиновых моторах;
  4. Дизельный двигатель работает на меньших оборотах, чем бензиновый и не застелет турбину развивать очень высокие обороты.

Однако, даже при всех положительных моментах, турбины на дизельных моторах не вечные, хотя и «ходят» по 300-400 тыс. км. пробега и более, при своевременном обслуживании мотора.

При износе картриджа турбины она начинает усиленно «подкидывать» масло во впускной коллектор вместе с воздухом. Иногда, при критическом износе турбины она может настолько сильно гнать масло, что дизельный двигатель в определённый момент начинает уходить в разнос. Впрочем, на современном дизельном моторе это событие крайне маловероятно.

Турбина гонит масло на дизельном моторе

Как проверить турбину на наличие повышенного гона масла? Нужно всего лишь снять патрубок, ведущий от турбины на интеркулер или от интеркулера на дроссельную заслонку и посмотреть на наличие в нём масла. Небольшая «замасляность» там обязательно должна быть, т.к. даже исправная новая турбина вместе с воздухом гонит масляные пары. Но если масло прямо выливается из патрубка, то можно уверенно сказать что турбина неисправна.

Износ цилиндропоршневой группы или залёгшие маслосъёмные кольца

Дизельные силовые агрегаты славятся своей крепкой цилиндропоршневой группой и крепостью мотора в целом (конечно, если этот дизельный мотор собран не на основе бензинового, как это бывает в современном моторостроении). Качественные, именитые дизельный двигатели до сих пор являются «миллионниками» или как минимум «полумиллионниками». Но «ничто не вечно под луной» и даже ЦПГ дизелей подвержено износу.

Как понять, что повышенный расход масла происходит из-за износа ЦПГ:

  1. Компрессия в цилиндрах понижена и неравномерная;
  2. Топливные коррекции уходят за пределы нормальных и так же неравномерны (при условии исправных форсунок);
  3. Расход топлива повышен;
  4. Заметная потеря тяги (при условии исправного турбокомпрессора);
  5. Усиленный стук поршней при холодном запуске (будет заметен даже при работе дизельного мотора).

Автомобиль с указанными выше признаками не рекомендуется приобретать на вторичном рынке, в том случае, если у вас нет возможностей для ремонта и восстановления мотора.

Увеличенный расход масла является признаком износа ЦПГ, но чаще бывает, что расход масла происходит не столько из-за износа ЦПГ, сколько из-за залёгших, закоксованных маслосъёмных поршневых колец. Последнее часто случается по причине редкой замены масла и/или заправки некачественного моторного масла. Маслосъёмные кольца прилипают к поршню и не снимают масло со стенок цилиндров блока, что и приводит к повышенному расходу масла.

Залегание маслосъёмного кольца на поршне

При залёгших маслосъёмных кольцах признаки будут схожи с «задубеванием» маслосъёмных колец:

  1. Компрессия в цилиндрах будет в норме;
  2. Не будет наблюдаться повышенного расхода топлива;
  3. Не будет проблем с коррекциями подачи топлива форсунками (при условии их исправности);
  4. Наблюдается повышенный расход масла и поддымливание из выхлопной трубы.

Подтекающие сальники и прочие уплотнители

Еще одна частая причина понижения уровня масла — это его потеря через негерметичные сальники и уплотнители. К примеру, очень часто пропускать моторное масло может задний сальник коленчатого вала (находится со стороны коробки передач). Но на моторах различных производителей могут быть свои слабые места в уплотнениях, поэтому, при осмотре автомобиля следует уделить особое внимание подтёкам и запотеваниям по сальниками. Осматривать необходимо не только сверху мотора, но и снизу, подняв машину на подъёмнике или загнав на эстокаду (или яму). К примеру, подтекающий сальник коленчатого вала вы сможете заметить лишь наблюдая мотор снизу.

Течет задний сальник коленвала двигателя

Если же вы наблюдаете, что места под сальниками замыты — это верный признак того, что они текут, а хитрый продавец хочет утаить этот факт от вас.

Какие есть способы определения повышенного расхода моторного масла дизельным двигателем при осмотре автомобиля

Вот мы постепенно и подошли к вопросу определения повышенного расхода моторного масла дизельным двигателем при осмотре машины. Выявить небольшой перерасход моторного масла двигателем при осмотре практически невозможно — это покажет только эксплуатация. Но если мотор масло «жрёт» вёдрами — это будет хорошо заметно по следующим признакам:

  • Сильное дымление сизым дымом (особенно при холодном пуске двигателя);
  • Уровень масла на щупе при его замере понижен;
  • Под заливной крышкой наблюдается сильная закоксованность внутри ГБЦ;
  • Если посмотреть эндоскопом в камеру сгорания, то поршень и клапана будут в сильном нагаре;
  • При снятии патрубка идущего от интеркулера на дроссельную заслонку из него течёт масло;
  • Компрессия в цилиндрах ниже нормы и неравномерна (ЦПГ изношена), мотор стучит поршнями при работе на холостых оборотах;
  • Топливные коррекции форсунок неравномерны (косвенный признак потери компрессии и износа ЦПГ);
  • Текущие сальники и иные уплотнители так же могут способствовать понижению уровня масла.

Большинство из вышеперечисленных признаков довольно явно говорят о наличии повышенного расхода масла мотором и состоянии двигателя в целом. Если вы наблюдаете хотя бы несколько таковых при осмотре машины, или даже один признак, но значимый, например — дымление, закоксованность или низкую компрессию, можете быть уверены что с мотором есть проблемы.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...