Дизель не заводится на холодную — все причины

Проблемы запуска дизельного мотора на холодную или в мороз

Дизельных силовых агрегатов — великое множество. У каждого автопроизводителя есть свои линейки дизельных двигателей. Все моторы разные, но с любым из них может случиться так, что он перестанет нормально запускаться на холодную — в мороз, либо же просто после простоя. Причин этому может быть множество, от незначительных до капитальных. Сегодня разберём их все и научимся эффективно запускать дизель на холодную.

Почему дизель не запускается после простоя — физика процесса запуска дизельного мотора

Любому дизельному движку, будь-то хоть самый современный турбодизель, хоть старенький атмосферный мотор для запуска нужно обеспечение следующим:

  1. Корректная подача топлива во все цилиндры и качественное смесеобразование;
  2. Достаток кислорода во всех цилиндрах;
  3. Достаточный заряд аккумулятора для прокрутки стартера;
  4. Компрессия, желательно во всех цилиндрах;
  5. Работающий предпусковой подогрев, особенно если заводим в минусовые температуры;
  6. Корректная работа всех реле и датчиков (от их сигналов зависит количество подачи топлива и работа предпускового подогрева).
Работа в камере сгорания дизельного двигателя: Через открытый впускной клапан поступает воздух, свеча накала подогревает воздух, а затем и топливную смесь. Форсунка распыляет топливо при такте сжатия, образуя топливную смесь. Поршень сжимает смесь нагревая её и происходит детонация дизельной топливной смеси.

Абсолютно все наши неудачи при запуске дизельного мотора так или иначе будут связаны с одним или с несколькими из вышеперечисленных факторов.

Итак, машина простояла сутки или более с заглушенным двигателем. Температура в цилиндрах мотора упала до уровня окружающей среды. В этом и кроется тяжесть запуска на холодную.

После того, как мы включили зажигание должен заработать топливный насос для обеспечения давления в топливной магистрали и запуститься предпусковой подогрев в камерах сгорания всех цилиндров. Суть предпускового подогрева в том, чтобы свечи накала разогрели воздух в камерах сгорания. Это нужно для более быстрого увеличения температуры топливной смеси при её сжатии. Если свечи не сработают — топливной смеси придётся нагреваться исключительно за счёт силы сжатия — компрессии.

При температуре воздуха в +5 и выше исправный дизельный двигатель запустится моментально и без предпускового подогрева. При температуре до -5…-10 запуск может быть затруднён. При более низких температурах мотор без предпускового подогрева может не запустить вовсе. Силы сжатия может попросту не хватить для достаточно разогрева топливной смеси.

Не работают свечи накала

Поэтому, одна из самых частых причин затруднённого запуска дизельного мотора в мороз — это неработающие свечи накала. Могут выйти из строя как сами свечи (пара или даже все разом), так и другие элементы предпускового подогрева. К примеру:

  • Реле (блок) управления свечами накала;
  • Силовой провод, ведущий на реле;
  • Проводка на свечи накала;
  • Датчик температуры охлаждающей жидкости (именно от его показаний ЭБУ даёт команду на запуск свечей);
  • Предохранитель блока накала свечей.

Проверить работоспособность свечей накала очень легко. Можно выкрутить их и прозвонить амперметром. А так же замерить сопротивление каждой из них — у исправных свечей оно будет одинаковым. А можно просто выкрутить свечу, зажать её в плоскогубцах у основания, включить зажигание и убедиться воочию что свеча раскаляется как положено.

Примерно так должна выглядеть раскалённая свеча накала. Раскаляться она должна за 3 — 5 секунд работы. Все свечи должны раскаляться равномерно.
Если свеча накала раскаляется слабо или же раскаляется лишь у основания, а не у кончика — свеча неисправна!

В том случае, когда свеча накала не раскаляется вовсе — нужно искать причину.

  1. Первым делом проверьте сами свечи — прозвонив их вы поймёте, нет ли в них обрыва. Если таковой имеется — свечу под замену.
  2. Далее, нужно проверить — подаётся ли на свечи ток от блока управлением накала. Прозваниваем проводку.
  3. Следующий пункт — проверяем, подаётся ли ток на сам блок накала. Так же не забудьте проверить предохранитель блока.
  4. Затем уже проверяем — есть ли сигнал от ЭБУ на блок накала, а так же проверяем работоспособность ДТОЖ. Если ДТОЖ неисправен, ЭБУ не будет подавать сигнал на блок накала, или же будет делать это некорректно.

Проблема не в двигателе — аккумулятор, генератор, стартер

«Уставший» аккумулятор плохо держит заряд, не даёт достаточной силы тока и является одной из самых частых причин тяжёлого запуска дизельного мотора на холодную

Неработающие свечи накала — это лишь одна из частых причин затруднённого запуска дизельного мотора в мороз. Не менее, а может быть и более частая — это севший аккумулятор. «Уставший» аккумулятор очень плохо держит заряд на морозе. Иногда за ночь он может потерять его почти полностью, что сделает невозможным запуск двигателя от него. Но иногда причина разряда аккумулятора бывает не в самом аккумуляторе, а в генераторе.

Генератор зимой испытывает повышенные нагрузки, а потому чаще выходит из строя именно в зимний период. При слабом генераторе аккумулятор не будет заряжаться как следует, а следовательно — будет разряжаться.

Хороший заряд аккумулятора и достаточная сила тока нужны для качественной прокрутки стартером двигателя. Если стартер не обеспечит достаточного количества оборотов (не менее 200 в минуту) — дизельный мотор не заведётся. Так же важно и исправное состояние стартера и бендикса. Если стартер не даёт обороты, а бендикс пробуксовывает — двигатель не раскрутится, в цилиндрах не наберётся достаточная компрессия и запуска не случится.

Компрессия в цилиндрах дизельного двигателя

Вот мы и подошли к вопросу компрессии дизеля. Так как, воспламенение топливно-воздушной смеси в цилиндрах дизельных силовых агрегатов происходит не от искры свечей, а исключительно от температуры достигнутой при силе и скорости сжатия — то есть, от компрессии. То и значимость компрессии при запуске двигателя значительно возрастает.

Чем лучше компрессия, тем сильнее сжимается топливная смесь и быстрее выходит на температуру вспышки (около 62 °C) запуская двигатель. Соответственно, чем ниже компрессия, тем тяжелее выйти на температуру вспышки дизеля. Тем дольше двигатель приходится крутить стартером и тем меньше шансов его запустить.

Компрессия в цилиндрах может пропадать по различным причинам:

  • Недостаточная мощность стартера;
  • Подвисание или даже прогар клапанов;
  • Износ цилиндро-поршневой группы;
  • Залегание компрессионных и маслосъёмных колец на поршнях;
  • Неправильно подобранные свечи накала (слишком короткие — увеличивают камеру сгорания тем самым уменьшая компрессию).

Как вы можете наблюдать, причины пропажи компрессии на дизельном моторе могут быть разные. От легко устранимых, до устранимых лишь масштабным капитальным ремонтом. Замерить компрессию в дизельном двигателе можно обычным компрессометром, главное — чтобы ниппель заходил в камеру сгорания, а для этого может понадобиться специальный переходник исключительно под ваш двигатель.

Компрессия в дизельным двигателе намного выше, чем в бензиновом. В старых дизельных моторах компрессия в цилиндрах могла составлять 40 бар и более. В некоторых современных дизелях нормальной компрессией считается значение в 27 бар, так как степень сжатия в современных дизелях значительно ниже. Узнать точную компрессию для своего двигателя можно лишь в технической литературе выпущенной заводом изготовителем. Помните, что во всех цилиндрах компрессия должна быть одинаковой!

Замечу, что в мороз требования к компрессии в цилиндрах повышаются не только из-за понижения температуры воздуха, ни и из-за понижения температуры топлива.

Температура дизельного топлива и его замерзание

Все знают, что дизельное топливо подразделяется на летнее, зимнее и арктическое (так называемое). Зимнее дизтопливо в нашей стране не всегда бывает зимним, поэтому иногда попросту замерзает в баке и топливной магистрали. Замёрзшее топливо густеет, продавливать его становится сложно, а распылять — ещё сложнее. Иногда дизель замерзает настолько, что превращается в желе. Здесь уже поможет только отогрев. Мы уже рассказывали о том, как отогреть замерзшее дизтопливо. Очень советуем почитать.

Ну а не допустить замерзания дизельного топлива в баке поможет заправка на проверенных заправочных станциях, где льют качественное зимнее топливо, либо же добавление в бак антигеля, препятствующего загустению дизтоплива в мороз.

Давление топлива и его распыление

Без должного давления в топливной рампе так же не получится нормально завести дизельный двигатель. В топливных рампах современных дизельных силовых агрегатов давление топлива при запуске двигателя составляет 350 — 500 бар (зависит от конструктива двигателя), а в форсунках при распылении — под 2 000 бар. Такое невероятное давление необходимо для создания «дизельного тумана» в камере сгорания. Если топлива недостаточно или же оно просто льётся, а не распыляется — гораздо сложнее будет выйти на температуру вспышки даже при хорошей компрессии. А это значит — запуск двигателя будет затруднён. Придётся сильнее крутить стартером. В запущенных случаях, когда давление в рампе не хватает критически — мотор не заведётся.

Прекрасная иллюстрация происходящего в камере сгорания дизельного двигателя на такте сжатия

Не работает предохранитель, реле или датчик

Если появилась ошибка «Fuel pump», запуск на холодную затруднён, но после отогрева или запуска ошибка исчезает — проблема кроется в неисправном реле бензонасоса. Проблема часто встречается на дизельных двигателях БМВ M и N серии. Может так же сопровождаться ошибкой по полному приводу, которая впоследствии так же будет исчезать после запуска и прогрева двигателя.

В случае, когда диагностика выявляет неработающий блок накала свечей — не спешите заказывать его новый, это дорогостоящее мероприятие. Проверьте сначала предохранитель блока накала. Зачатую проблема кроется именно в нём.

Когда пропадает сигнал от ЭБУ на блок накала свечей, следует проверить ДТОЖ. Дело в том, что на многих современных дизельных моторах ЭБУ для подачи сигнала блоку накала берёт показатели с ДТОЖ. Если ДТОЖ работает некорректно или не работает вовсе — сигнал будет неправильным или же его не будет вовсе. Следовательно, блок накала не будет подавать ток на свечи — система предпускового подогрева работать не будет.

Недостаток кислорода для запуска двигателя

Это уже довольно редкая проблема проявляющаяся на дизельных моторах с большим пробегом и не заглушённой системой ЕГР. Дело в том, что через клапан ЕГР во впуск летит много сажи и со временем впускной коллектор и впускные каналы ГБЦ могут полностью забиться сажей. Конечно датчик наддува турбины в таком случае выдаст ошибку, но бывает что датчик как раз таки не залеплен сажей, а вот впускные каналы и даже клапана — очень сильно забиты ею.

Впускной ресивер дизельного двигателя полностью забитый сажей летящей от клапана ЕГР

Из-за большого количества сажи могут закоксовываться и подвисать клапана, греться ГБЦ, залегать поршневые кольца. Поэтому настоятельно рекомендуем вам следить за чистотой впускного коллектора и клапана ЕГР, либо же заглушить этот самый клапан.

Итог

И вот, друзья, мы с вами и разобрали все причины, по которым дизельный двигатель может не запускаться на холодную. Кто-то скажет, а как же неработающий топливный насос, забитый топливный фильтр или ещё какая-другая причина. Друзья, на различных дизельных моторах причины могут быть самыми разнообразными, но все они кроются в:

  • Недостатке топлива;
  • Недостатке компрессии;
  • Неработающей по той или иной причине системе предпускового подогрева;
  • В неработающих датчиках, реле или проводке;
  • Плохом аккумуляторе или стартере;
  • Ну и наконец в недостатке воздуха (одна из самых редких причин).

Настоящая статья — лишь путеводитель по проблемам при запуске дизельного мотора на холодную. Истинную причину, к сожалению, вам придётся искать самостоятельно.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...