Многие ребята задаются вопросом — какие распределительные валы поставить на 126 мотор? Всем хочется больше мощности и ровную полку крутящего момента, да ещё и так, чтобы головку блока цилиндров дорабатывать не пришлось. Но есть ли такие злые валы, которые подойдут на «повседнев» и не потребуют значительных доработок с затратами? Давайте разбираться!
Содержание:
- Что такое злые валы?
- Какие валы поставить на «повседнев» на 126 мотор?
- Злые валы = злой тюнинг!
- Минусы злых валов на 126 двигателе
Что такое злые валы?
В обычном понимании, злыми валами называют распредвалы с фазой 270 и более. Что такое фаза? Если просто, то это — момент открытия и закрытия впускных и выпускных клапанов относительно положения коленчатого вала. Чем больше фаза — тем дольше клапана остаются открытыми, а это значит, что в цилиндры поступает больше воздуха. Больше воздуха — больше момента и мощности. Кажется, всё просто. Однако, это только на первый взгляд. Если мы поставим злые рапредвалы на неподготовленный 126 мотор то заметим, что автомобиль стал ехать значительно хуже с «низов» и холостой ход его стал неровным и нестабильным. Почему же так?
Дело в том, что длительное открытие клапанов приводит к росту КПД двигателя далеко не на всех оборотах. На «верхах» длительное открытие позволит улучшить продувку цилиндров и обеспечит прирост производительности. На низких же оборотах, напротив, способствует ухудшению оттока отработавших газов из цилиндра. Они будут мешать поступлению воздуха и ухудшат процесс сгорания топливной смеси, что в свою очередь ухудшит и производительность. Отсюда можно сделать вывод, что с валами всё не так однозначно. Недостаточно просто поставить злые валы с широкой фазой. Тем более, что у валов есть и другой показатель — подъём клапанов.

Подъём клапанов измеряется в расстоянии, на которое поднимается клапан при работе кулачка распредвала. Подъём клапана обеспечивается высотой кулачка вала. Чем выше подъём, тем больше будет поступать воздуха в цилиндры, но увеличится и время перекрытия клапанов (когда впускной и выпускной клапаны открыты одновременно). Что так же ухудшает продувку цилиндров на низких оборотах (впускной клапан уже открыт, а выпускной ещё не закрыт). А на высоких оборотах увеличенное время перекрытия может и вовсе привести к встрече клапана с поршнем. Это, кстати, ещё одна причина, по которой нельзя ставить слишком злые валы на неподготовленный двигатель.

Для лучшего понимания происходящего рекомендую вам посмотреть небольшой видеоролик о важности профиля распределительного вала и о том, как его изменение влияет на работу мотора:
Какие валы поставить на «повседнев» на 126 мотор?
Выходит, что злые валы — это зло для стокового двигателя? Низов не будет, холостой ход станет нестабильным, а на до высоких оборотов крутить двигатель опасно, так как клапана могут погнуться о поршень? На самом деле, есть распределительные валы, которые можно поставить на 126 мотор без какой-либо серьёзной доработки оного. Они не сделают двигатель равносильный турбированному, но при хорошей прошивке ЭБУ и доработке впускного и выпускного коллекторов могут увеличить мощность 126 мотора процентов на 25 — 30, а крутящий момент увеличить процентов на 40, а то и больше.
К примеру, на «повседнев» можно поставить валы фирмы СТИ 1.1 (или 2112-СТИ-1), с фазой в 270 градусов и высотой поднятия клапана в 11,2 мм. Это далеко не самые злые валы, но при таком профиле кулачка они позволяют процентов на 8 — 16 (в зависимости от прошивки и доработки коллекторов) поднять мощность и крутящий момент двигателя. Эти валы хороши тем, что увеличивают крутящий момент на низких оборотах. Уже с полутора тысяч оборотов вы почувствуете хороший прирост мощности и момента, что сделает езду на автомобиле более комфортной в городских условиях и практически и даже позволит немного уменьшить расход топлива (при правильно настроенной прошивке).
Пределом «злых» валов на «повседнев» станут распредвалы СТИ 3.0, 3.1, либо же валы другой фирмы с аналогичными характеристиками. Они имеют фазу в 288 градусов и высоту открытия клапанов в 11,7 мм. Они ещё не требуют серьёзной доработки ГБЦ и новых поршней, при этом, при хорошей откатке (прошивке) и доработанных коллекторах позволяют увеличить прирост производительности на 20 — 22 процента. Однако, «низа» с этими валами уже страдают, холостой ход так же придётся сделать выше и комфорт от езды в городских условиях пострадает.
Совет: при выборе распредвалов не ориентируйтесь на бренд. Подбирайте валы по характеристикам, с учётом своих нужд и необходимости в тюнинге мотора
Злые валы = злой тюнинг!
Валы СТИ 4.1, 5.1, аналогичные им валы других производителей или более злые спортивные валы дадут значительно больший прирост мощности, сделают двигатель равным турбированному по производительности, но потребуют и более серьёзных вложений. Придётся значительно доработать ГБЦ (), поставить более прочные поршни, рассчитанные на работу с данными валами.
Такой тюнинг будет стоить уже довольно серьёзных средств (может выйти в несколько сотен тысяч рублей). А соблазн удешевить процесс приведёт к ухудшению характеристик и надёжности автомобиля. Многие, подсчитав бюджет построения такого атмо мотора предпочитают обойтись менее злыми валами или же установить турбину на 126 мотор, что иногда выходит дешевле (хотя и менее надёжно).
Минусы злых валов на 126 двигателе
Самый основной минус, как уже было сказано выше — это дороговизна. Из года в год запчасти становятся всё дороже, а это значит, что собрать качественный атмосферный мотор будет всё затратнее.
Второй большой минус — это сложность процесса. Необходимы хорошие мастера, которые не только смогут правильно установить железо, но ещё и настроить его так, чтобы получить максимальный КПД от доработок. Большое количество атмосферных проектов зависло именно на стадии настройки, когда настройщики так и не смогли добиться от двигателя ожидаемых характеристик.
Третий минус — увеличение расхода топлива и требований по обслуживанию автомобиля. Атмосферный тюнинг является одним из самых правильных и надёжных. Но увеличение мощности неминуемо ведёт к повышению расхода топлива и к более качественному обслуживанию. Масло и свечи приходится менять чаще, и приобретать необходимо расходники с подобающими характеристиками. Часто, когда проект строится в ограниченный бюджет, последующие расходы на обслуживание не учитываются, что является большой ошибкой.