Почему хрустит передача при включении — причины хруста КПП

Почему хрустят передачи при переключении?

Коробки передач ВАЗ — в целом довольно успешные и надёжные КПП. У кого-то они проезжают не одну и не две сотни тысяч километров без ремонта. Но рано или поздно они таки приезжают на ремонт. Характерным звуком перед поломкой является хруст при включении той или иной передачи. Почему же возникает этот хруст? Давайте разберёмся в причинах хруста ВАЗовской КПП.

Почему возникает хруст при включении второй передачи

Источником хруста при включении второй передачи являются зубцы шестерни второй передачи, которые издают данный характерный звук при зацеплении с муфтой. Если вы слышите такой звук при включении передачи, то значит что синхронизаторы передачи уже находятся в неисправном состоянии. Они не смягчают нагрузку и муфта напрямую бьёт по зубцам, «слизывая» их со временем. Если не заменить синхронизаторы передачи, то в очень скором времени зубцы шестерни придут в негодность, передачу начнёт выбивать, а затем она и вовсе перестанет включаться.

Этот процесс наглядно показан в видеоролике ниже.

Вот почему хрустит вторая передача при включении

Всё вышесказанное, в общем-то, относится к любой передаче, а не только ко второй. Просто вторая передача изнашивается чаще, так как зачастую включается в пике крутящего момента двигателя, а значит и получает большую нагрузку. Но давайте так же рассмотрим и причины хруста при включении задней скорсти.

Хруст КПП при включении задней передачи

Хруст задней передачи на коробках ВАЗ, да и на многих КПП бюджетных иномарок происходит не из-за поломки синхронизатора. Синхронизатора для шестерни задней скорости на КПП ВАЗ вовсе не предусмотрено, так как предполагается, что задняя скорость будет включаться исключительно на холостых оборотах двигателя. Отсюда основная причина хруста:

Включение задней скорости с подгазовкой

Увеличение оборотов двигателя при включении задней передачи приводит к тому, что зубцы шестерни передачи и муфта встречаются на гораздо большей скорости и масло уже не может достаточно смягчить их встречу, происходит то же самое, что и при хрусте второй передачи — зубцы и муфта соединяясь издают характерный звук. Приводит ли это к износу зубьев? — Да. Но зубцы задней передачи гораздо выносливее, чем зубцы других передач, поэтому нагрузку они держат дольше.

Следует заметить, что есть и ещё одна причина хруста при включении задней передачи.

Зацепление диска сцепления и маховика при выжатом сцеплении

Принцип работы тросового механизма сцепления наглядно
Принцип работы тросового механизма сцепления наглядно

Такое встречается, например, при просадке педали сцепления, когда необходима регулировка тросика. Диск и маховик не разводятся друг от друга на достаточное расстояние, крутящий момент от мотора продолжает передаваться от двигателя на КПП и соединение задней передачи с муфтой всё равно происходит на достаточно высокой скорости, что и вызывает повышенное трение зубцов шестерни. Выход — регулировка сцепления.

Как продлить жизнь синхронизаторам и шестерням коробки переключения передач

Стоит ли говорить о том, что скорости нужно переключать без рывков, с микро паузами? О том, что коробку не стоит рвать, переключая скорости на больших оборотах, а то и вовсе без сброса газа, как это любят делать гонщики. Думаю, читатели нашего автомобильного журнала и так всё это знают. Однако, как показывает практика, многие пренебрегают одной важной делатлью.

Замена масла в механической коробке переключения передач

Кто бы там что не говорил, а масло в механической КПП менять тоже нужно. Любое масло имеет свой срок службы. У трансмиссионного масла он самый длинный, но и оно не вечно. Через 100 тыс. км пробега или примерно через 8 — 10 лет оно потеряет свои свойства и практически перестанет защищать узлы КПП при переключении. Возникнет повышенный износ шестерён и синхронизаторов.

Замена масла в МКПП - такая же необходимость, как и его замена в других видах трансмиссий
Замена масла в МКПП — такая же необходимость, как и его замена в других видах трансмиссий

Масло необходимо заливать качественное. Хорошее, качественное трансмиссионное масло имеет достаточное количество присадок, препятствующих износу деталей при ударных нагрузках. А в трансмиссиях именно такие нагрузки и преобладают. То же соединение муфты с шестернями через синхронизаторы — сплошь ударная нагрузка. Хорошее трансмиссионное масло и своевременная его замена позволит кратно продлить ресурс коробки переключения передач.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...